На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Тенгиз Ачба
    Станислав здравствуйте! Помогите пожалуйста найти Тараса Бруль. Собирался на СВО к Вагнерам, с октября 23года все тел...Лже-ветеран
  • Игорь Жуков
    Как.купить.мазь.окопника.лечение.грыжи.позвоночн.телефон.Окопник и лаконос...
  • Лилия Водолей (Борисова)
    Татьяна, а единственных бывает только два или сто и тысяча единственных тоже много?Утконос - это одн...

Русская история афро–француза


Осенью 1916 года корреспондент журнала “Огонек” взял интервью у очень удивительной для тогдашней Российской Империи личности — чернокожего уроженца Полинезийских островов, имеющего французское гражданство, служащего в Русской армии, в эскадрилье тяжелых бомбардировщиков и носящего погоны фельдфебеля.

Этот человек был интересен не только своей довольно необычной жизненной историей, но и настоящим подвигом, совершенным на службе своей новой родине, за который он получил одну из высших солдатских наград. В результате его смелых и самоотверженных действий экипаж бомбардировщика избежал неминуемой смерти или пленения, а сам аэроплан был спасен и благополучно сел на своем аэродроме.

Марсель был рожден на территории Французской Полинезии и в 1907 году был привезен в подростковом возрасте в Россию — вернее, приехал вместе с матерью, которая служила няней. Повзрослев, он решил не ехать на родину или во Францию, а обосноваться в России, вскоре женился на русской женщине и завел ребенка. После начала Первой Мировой войны, как лицо, имеющее французское гражданство, он мог бы уехать из России, чтобы вступить в национальные силы, но он, чувствуя себя уже намного более русским, чем французом, решил остаться и начать служить в русской армии.

Он был принят вольноопределяющимся и, вероятно, будучи технически грамотным и прошедшим образовательный ценз на право носить это звание, имея навыки вождения автомобилем, сначала служил шофером, а позже — техником–пулеметчиком в экипаже аэроплана “Илья Муромец – № 10”.

На одном из боевых заданий, 13 апреля 1916 года, при бомбардировке укрепленной зенитными батареями станции Даудзевас ответным огнем с земли самолет был сильно поврежден. Его командир, будучи раненым и несмотря на сильный огонь с земли, решил все равно пойти на второй круг и еще раз пролететь над противником. Всего аэропланом во время бомбардировки было сброшено 20 бомб, которыми разрушено станционное здание и поврежден состав с воинской амуницией.

В последние секунды боя, когда бомбардировщик уже фактически вышел из–под вражеского огня, его настиг еще один шрапнельный залп, и пилот глава экипажа А. М. Костенчик был ранен еще раз — уже тяжело, — лишился сознания и, упав с пилотского места, потянул штурвал на себя. Сначала аэроплан круто пошел вверх, но, потеряв скорость, накренился на крыло и стал стремительно приближаться к земле.

По первой версии, Марсель в это время находился на одной из плоскостей, предварительно привязавшись к стойке, и во время падения самолета сорвался и болтался в воздухе. Что он пережил в эти моменты, нетрудно догадаться (позже он, кстати, долго восхищался крепостью конструкции русского аэроплана, которая и спасла ему жизнь). Пля опять на веревке подтянулся на крыло и в течение последующего полета продолжил попытки запуска поврежденных двигателей.

По второй версии, вольноопределяющийся Пля был в салоне “Ильи Муромца”, во время падения самолета ему сломало руку сорвавшимся с креплений прибором, но, не смотря на боль, ему удалось подхватить и удержать тяжелый пулемет, вываливающийся из окна. На высоте 1500 метров помощнику командира В. Ф. Янковиусу удалось выровнять самолет, раненому главе экипажа была оказана помощь и полет продолжался на трех рабочих двигателях (по второй версии, только на одном).

Марсель Пля вышел на крыло и во время полета через линию фронта, продолжавшегося 52 минуты, занимался обслуживанием двигателей, поддерживал их в рабочем состоянии и пытался запустить неисправные. Во многом благодаря ему, бомбардировщику с 70 пробоинами удалось дотянуть до своего аэродрома, расположенного в в Зегевольде, и более–менее благополучно сесть – при посадке сломалась верхняя плоскость правого крыла, лонжерон был перебит и крыло держалось только за счет подъемной силы!

За героизм, проявленный во время этого боевого рейса, поручик А. М. Костенчик был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени, а прапорщик В. Ф. Янковиус получил золотую георгиевскую саблю. Фельдфебель Касаткин был произведен в офицеры, а Марселя Пля наградили солдатским Георгиевским крестом 3-й степени.

Известно про еще один бой Марселя Пля. Он сам предложил взять его в боевой рейс на усовершенствованный бомбардировщик “Илья Муромец Г–3”, где имелся боевой пост хвостового стрелка. Лейтенант Лавров, командир экипажа аэроплана, зная меткость русского полинезийца, согласился. Во время выполнения дебютного задания нового аэроплана произошло столкновение с вражескими самолетами. Ниже идет описание этого боя со слов свидетеля событий.

“Все на борту приготовились. Первый истребитель, имея превышение в 150 м, начал атаку с удаления в 300 м. Он в пикировании открыл огонь. Почти одновременно ему ответил Пля. Заговорил и верхний пулемет. Немец дернулся в сторону, перевернулся и стал беспорядочно падать. Тут пошел в атаку второй. Пля не дал ему прицелиться и первый открыл огонь. Истребитель, не меняя угла пикирования, проскочил мимо «Муромца» и устремился к земле. Третий немного походил кругами, развернулся и отбыл восвояси”.

Из этого рассказа можно предположить, что он был первым чернокожим авиастрелком, сбившим в бою вражеский самолет, и, вероятно, сбил еще один ранее.

К сожалению, неизвестно, что стало с Марселем Пля, чернокожим французом, русским солдатом и, несомненно, героем, после 1916 года и как сложилась его судьба в революционной российской круговерти тех лет…
источник
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх